CRM – модель взаимодействия, основанная на постулате, что
центром всей философии бизнеса является клиент, а главными направлениями деятельности компании – меры по обеспечению эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов. Вокруг взаимоотношений с клиентом строится всё остальное – IT, бухгалтерия, связь, производство, логитика, документооброт и т. д.
Почему именно IT-подразделение компании должно погружаться в эти вопросы? Потому что CRM – это в первую очередь информационная система. Это пространство, где происходит обслуживание клиентов компании. Задача IT – понять процессы, систематизировать их и перенести в информационную среду, создать максимально комфортные и безопасные условия для всех участников. IT – это уже давно не только серверы и компьютеры. Это уже часть маркетинга и продаж.
С чего начать? С создания единого пространства. Такого, в котором будут работать все, кто хоть как-то причастен к этому важному этапу – продажам (или реализации, сбыта и т. п.), которому предшествуют процессы из области маркетинга.
Если компания небольшая и сделок в период времени (например, один месяц) немного, – скажем, единицы или десятки, – то вполне подойдёт вариант простых электронных таблиц Excel или GoogleDocs. Если сделок десятки и сотни, то здесь обязательно использование электронных систем для работы с маркетингом и продажами. Примеры – это лидеры рынка
AmoCRM и
Битрикс24_CRM.
Когда количество уже измеряется тысячами, либо степень вовлечённости сотрудников высокая, либо для каждой сделки «ставки высоки», здесь уже уместно говорить о CRM с обязательной автоматизацией бизнес-процессов, с интеграциями во внешних системах (финансовый блок, производство и др.). Например, названные выше AmoCRM и Битрикс24_CRM, а также SalesForce, MS Dynamics и другие.